УДК 93/94

Трактор ДТ-54: легенда отечественного тракторостроения, поднявшая целину

Шипулина Татьяна Сергеевна – аспирант Алтайского государственного педагогического университета

Аннотация: Данная статья посвящена такой важной эпохе в отечественном тракторостроении, как разработка и выпуск дизельного гусеничного трактора ДТ-54. В статье рассматривается история возникновения и хронология процесса изготовления нового дизельного трактора ДТ-54 на Алтайском тракторном заводе, задачи, стоящие в связи с этим перед руководством завода в годы Великой Отечественной войны и в первую послевоенную пятилетку. По сравнению со своим предшественником трактором марки АСХТЗ-НАТИ, который имел керосиновый карбюраторный двигатель, новый ДТ-54, имеющий большую мощность, нашел применение не только в сельском хозяйстве, но и в других отраслях отечественной промышленности.

Ключевые слова: ДТ-54, DT-54, дизельный трактор, diesel tractor, АТЗ (Алтайский тракторный завод), ATZ (Altai Tractor Plant), ХТЗ (Харьковский тракторный завод), HTZ (Kharkov Tractor Plant), СТЗ (Сталинградский тракторный завод), STZ (Stalingrad Tractor Plant).

75 лет назад, в послевоенные годы (1949 г.) на отечественных предприятиях начали производить дизельный гусеничный трактор ДТ-54, который стал великим и легендарным достижением советского тракторостроения. Именно с его помощью успешно осваивали целину, восстанавливали разрушенные в годы войны города, добивались значительного повышения производительности сельскохозяйственных работ. В 50-е годы 20 века трактор ДТ-54 превратился в «Целинника №1» [2], в настоящий символ освоения целины - огромных территорий заброшенных или неосвоенных земельных угодий, что нашло отражение даже в известных советских кинофильмах, например, в «Дело было в Пенькове» и в «Иван Бровкин на целине» [1].

ДТ-54 – далеко не первый гусеничный агрегат, сошедший с конвейера Рубцовского АТЗ, до него уже был успешно освоен АСХТЗ-НАТИ, работа над усовершенствованием механизмов которого велась и во время ВОВ. Но одновременно с этим конструкторы Алтайского тракторного завода активно разрабатывали новую дизельную модель, изготовив опытный ее образец в рекордные сроки - уже к декабрю 1944 года. Сначала были проведены испытания прямо на заводе, а затем гусеничный ДТ-54 отправили на экспериментальную базу Тимирязевской сельхозакадемии, где он настолько поразил представителей Наркомата, что сразу после испытаний они рекомендовали новую модель к массовому выпуску [3].

Дальнейшие испытания трактора проводили в реальных условиях на полях колхозов. Доработав ряд узлов, конструкторы приняли решение отправить для испытаний три экземпляра ДТ-54 на территорию Узбекской ССР, где были тяжелые почвы, с которыми трактор успешно справился [3].

В 1949 году Государственная комиссия на основании итогов произведенных экспериментов и испытаний вынесла заключение о запуске трактора ДТ-54 в массовое производство. Первоначально новую модель выпускали Сталинградский и Харьковский тракторные заводы. Алтайский тракторный завод на тот момент не располагал мощностями, необходимыми для выпуска данного трактора. Лишь в 1951 году руководство АТЗ приняло решение о серийном производстве модели ДТ-54 [3]. Все структуры АТЗ были мобилизованы на выполнение данной задачи и в самом начале 1952 года совместными усилиями разработали и утвердили план действий, направленных на скорейшее освоение технологий выпуска гусеничных тракторов ДТ-54.

В связи с этим первостепенной задачей являлось техническое обучение работников АТЗ, тщательное изучение конструкторской документации и чертежей, знакомство со спецификой выпуска дизельной техники такого уровня, для чего были организованы группы, изучающие обновленное оборудование. Кроме того, организовывались поездки на заводы, где уже выпускались данные трактора, чтобы дать возможность работникам повысить свою квалификацию и получить нужный опыт.

План по освоению серийного выпуска ДТ-54 в сверхкороткие сроки также включал в себя ступенчатый последовательный переход от освоения к выпуску отдельных узлов трактора. С марта по апрель 1952 года осваивались бортовая передача и коробка скоростей, что позволило запустить первый производственный этап. Далее создали особую бригаду, в кратчайшие сроки освоившую производство коленчатого вала дизельного двигателя. Также в досрочном порядке велись наладка и монтаж оснастки и оборудования, разрабатывались необходимые технологии. Для более успешного и быстрого запуска всех рабочих процессов руководство завода объявило соцсоревнование между бригадами. Изначально, в соответствии с Приказом министра автотракторной промышленности, блоки цилиндра планировалось отливать на Харьковском тракторном заводе, но так как дальние перевозки были нерентабельны, коллектив модельщиков, конструкторов и металлургов под руководством главного инженера завода освоили данное производство на АТЗ, причем значительно раньше срока [3].

В период с 1954 по 1955 год АТЗ изготовил и отправил на целину 9630 единиц ДТ-54. В состав машинно-тракторных станций (МТС) Алтайского края было направлено шесть тысяч тракторов. В помощь сельскому хозяйству страны коллективом АТЗ было поставлено запасных частей для ДТ-54 более чем на 49 миллионов рублей. Всего в период 1952-1979 годов с конвейера АТЗ сошло 957900 экземпляров гусеничного дизельного трактора ДТ-54.

В августе 1954 года в Совет Министров ЦК КПСС поступила докладная записка «О мерах помощи колхозам и МТС Алтайского края в уборке урожая 1955 года», в которой говорилось о том, что в МТС Алтайского края необходимо направить 5000 тракторов ДТ-54 вместе с трактористами в целях своевременной уборки урожая и во избежание массовой его гибели [4].

Таким образом, переход коллектива Алтайского тракторного завода на выпуск нового дизельного трактора потребовал не только значительной перестройки всех служб и цехов, но и самоотверженного труда всех его работников: от конструкторов и инженеров до модельщиков, наладчиков и инструментальщиков, благодаря чему уже 20 июня 1952 года с конвейера сошел первый трактор марки ДТ-54, выпущенный на заводе АТЗ и положивший начало его серийному производству.

Переход Алтайского тракторного завода на выпуск данной модели способствовал активному развитию отечественного тракторостроения и сыграл значительную роль в укреплении экономических позиций страны.

Список литературы

  1. Ковалев К. За всю многолетнюю историю советского машиностроения их выпущено около 1000000. [Электронный ресурс]. // Беларусь сегодня. – 2015 г. – 2 декабря. URL: https://www.sb.by/articles/dt-54-tank-bez-pushki-i-prostoy-kak-lopata.html. (Дата обращения: 27.02.2024).
  2. Официальный сайт Алтайского края. «Целине – 60 лет»: трактор ДТ-54, запущенный в массовое производство Алтайским тракторным заводом в Рубцовске, называли «Целинник №1». [Электронный ресурс]. // Алтайский край. Официальный сайт правительства – 2014 г. – 5 марта. URL: https://altairegionru/press-center/news/2014/tseline-60-let-traktor-dt54-zapuschennyi-v-massovoe-proizvodstvo-altaiskim-traktornym-zavodom-v-rubtsovske184-nazyvali-tselinnik-1_325211/. (Дата обращения: 27.02.2024).
  3. Пустынников И. А. Ордена Ленина Алтайский тракторный: очерк истории Алтайского тракторного завода им. М. И. Калинина. / И.А. Пустынников, К.Р. Севастьянов. – Барнаул: Алт. кн. изд-во, 1978. – С. 216.
  4. ГААК. ЦХАФ АК. Ф. П-1. Оп. 98. Д.95. Л. 73-77.

Интересная статья? Поделись ей с другими: