УДК 37
Разработка проекта по применению лакокрасочных материалов в процессе изучения курса химии в средних общеобразовательных учреждениях
Габитова Нурзиля Батыровна – магистрант Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы
Научный руководитель Якупова Лилия Рафиковна – кандидат химических наук, доцент кафедры Генетики и химии Естественно-географического факультета Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы
Аннотация: В данной статье мы рассмотрим проект как один из приемов решения вопроса применения лакокрасочных материалов при проектировании содержания курса химии.
Ключевые слова: лакокрасочные материалы, проектная деятельность, проектирование содержания курса химии.
Актуальность темы использования лакокрасочных материалов при изучении курса химии обусловлена рядом обстоятельств, и прежде всего, связана с профориентационной направленностью общеобразовательной программы. Работа по формированию профориентации выпускника школы считается главной задачей управления качеством образования в средних образовательных учреждениях.
Современная концепция педагогической деятельности признает ценность для личности и социума ее практической направленности, позволяющей учащимся овладевать жизненно необходимыми навыками. Технологическое развитие ведет к появлению новых профессий и, соответственно, государство нуждается в специалистах высокой квалификации, которые хорошо ориентируются в новом информационном пространстве и способны непрерывно совершенствовать необходимые знания и умения.
В последние годы учащиеся старших классов зачастую выбирают специальность самостоятельно, так как лучше понимают и осознают собственный потенциал, тенденции и векторы технического развития нынешнего постиндустриального общества. Родители, несомненно, оказывают влияние на выбор, однако такое взаимодействие вызывает определенные проблемы, поскольку родительское доминирование может привести к ошибочному профессиональному выбору либо к конфликту с ребенком.
Родители учеников средних общеобразовательных учреждений определяются прежним Законом «Об образовании» в качестве полноправных «участников образовательного процесса», а в новом законе - как «участники образовательных отношений». Так что они были и остаются статусными полноправными лицами с законными правами и обязанностями, но, тем не менее, сегодня актуально более точное определение обновленной социально-педагогической роли родителей и дифференцирование их функций в процессе образования: родители как потребители и заказчики образовательной услуги; родители – эксперты качества образования; родители – общественные наблюдатели; родители – социальные партнеры; родители – соуправленцы процесса школьного образования.
Вопросу подготовки старшеклассников к выбору профессии посвящены работы В. И. Беловой, М. М. Врублевской, Е. В. Гуровой, О. В. Зыковой, Л. Т. Павловой, Е. Ю. Пряжниковой, Л. Д. Столяренко. Проблемой сотрудничества учителей и родителей школьников занимались Л. В. Байбородов, Г. И. Вергелес, Н. И. Дереклеев, Л. Н. Кутергин, Л. И. Маленков, М. И. Рожков, Н. Е. Щурков и другие.
Разумеется, только грамотный подбор приемов, форм и методов работы с выпускниками школ предоставляет возможность формировать их осознанную профессиональную направленность, готовность контактировать с учителями и родителями. Воспитание у учащихся устойчивого интереса к химии и к приобретению соответствующей профессии достигается путем высокого уровня преподавания, демонстрации достижений современной химической науки.
Таким образом, для решения вопроса использования лакокрасочных материалов в курсе химии мы решили разработать проект, нацеленный на создание условий для формирования профессиональной направленности учеников. Проект «Лакокрасочные материалы» обеспечивает также содружество детей и родителей в условиях активных социальных перемен.
Цель проекта – сформировать у учащихся устойчивый интерес к химии и к труду по химической специальности. Участники проекта: учащиеся 11 классов, помощники (родители), наставник (учитель). Класс делится на 4 группы, а руководителем проекта является сам учитель.
1-ая группа получает задание – найти и изучить информацию о лакокрасочных материалах. Участники данной группы должны создать презентацию о составе лакокрасочных материалов.
2-ая группа участников проекта проводит лабораторные работы на изучение свойств лакокрасочных материалов, представляет результаты исследования в виде схем и диаграмм.
3-я группа учащихся изучает требования, предъявляемые упаковке, маркировке и хранению ЛКМ. Результатом такой работы является самостоятельное дизайнерское оформление конкретной тары и упаковки.
4-ая группа разрабатывает буклет, который рассказывает, как получить профессию, связанную с производством ЛКМ.
Таблица ниже представляет план учебной проектной работы по рассматриваемой теме и содержит требования, выдвинутые учителем, которые должны быть соблюдены. Учащиеся выполняют проект в соответствии с изложенными в таблице этапами исследования:
№ |
Этапы проектной работы |
Результаты, которых нужно добиться |
1. |
Этап подготовки и организации |
|
1.1. |
Формулирование тематики работы, ее главной проблематики |
- определиться с ведущей проблематикой работы |
1.2. |
Формулирование основной проектной цели |
- поставить цель учебного исследования, исходя из изучаемой проблематики; - сформулировать основные шаги по решению поставленных задач |
2. |
Этап разработки проекта |
|
2.1. |
Знакомство с информационной базой по теме исследования |
- определить ключевые запросы для поиска информации по поставленной проблеме; - с помощью персонального компьютера эффективно находить и применять информацию, требуемую для разработки учебного проекта
|
2.2. |
Анализ и переработка имеющихся данных |
- уметь перевести сложносоставные данные из текстовой формы в графическую (рисунки, графики, таблицы), либо наоборот |
2.3. |
Разработка алгоритма работы над проектом |
- определить собственные пошаговые действия по выполнению проекта |
2.4. |
Проверка того, полностью ли выполнен изначальный план работы |
- описать опыт пошагового выполнения проектной работы, оформить его в качестве технологии для достижения поставленных задач; - сделать выводы, проанализировав различные взгляды на проблему, подтвердить их обоснованными аргументами и полученными сведениями об изучаемом вопросе; - установить связь между описываемыми в проекте явлениями, фактами, процессами |
2.5. |
Заключительные поправки проекта |
- определить ошибки в достижении практической цели работы, устранить их |
3. |
Этап защиты |
|
3.1. |
Разработка презентации проектной работы |
- договориться об обсуждаемых группой аспектах выполненного проекта; - изложить изученные сведения, интерпретировав их как того требует основной контекст рассматриваемой работы |
3.2. |
Представление презентационных материалов |
- построить доказательную базу, используя прямую и косвенную аргументацию; - отстоять свой взгляд на проблему, обоснованно дискутируя и выдвигая собственные доказательства, четко формулируя сделанные выводы и владея терминологией; - следить за нормами речевых оборотов, соблюдать время, отведенное для презентации и обсуждения |
4. |
Этап вынесения оценки |
|
4.1. |
Рассмотрение итогов выполненного исследования |
- оценить результат исследования, исходя из поставленных вначале целей |
4.2. |
Оценивание качества проектной работы и его практической пользы |
- оценить проектную работу, выявляя, насколько достигнуты ее первоначальные задачи и какую практическую пользу несут полученные результаты; - определить причины собственного успеха или просчеты в разработке проекта, найти варианты исправления ошибочных действий |
Учащиеся разрабатывают проект в течение двух недель, затем представляют готовые работы и обсуждают достигнутые проектные цели и итоги работы. Таким образом, подобная проектная работа помогает объединить в общий образовательный процесс: профориентацию в специальностях, связанных с химией; просвещение учеников в области производства лакокрасочных материалов; формирование у них интереса к этой сфере деятельности.
Список литературы
- Волкова С. А., Пустовит С. О. Проектная деятельность школьников по химии как фактор обеспечения преемственности основного и дополнительного образования // Инновации в преподавании химии: сборник научных и научно-методических трудов V Международной науч.-практ. конф., Казань, 27-28 марта 2014г. / Под. ред. С. И. Гильманшиной.
- Зарецкая Ю. В. Педсовет в интерактивной форме на тему «Семья и школа: взаимодействие, взаимопонимание, сотрудничество» / Ю. В. Зарецкая // Воспитание школьников. – 2009. – № 9. – С. 55-60.
- Литарова Н. Противоречия в процессе сотрудничества учителя и родителей и основные пути их разрешения. / Н. Литарова, В. Аксюченко // Воспитание школьников – 2003. – № – С. 16-17.
- Макаров В. К., Борисова Е. А. Факторы выбора профессии старшеклассниками [Электронный ресурс] / В. К. Макаров, Е. А. Борисова. – Режим доступа: www. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/faktory-vybora-professii-starsheklassni.... (дата обращения: 12.12.2023) .
- Рожков М. И. Педагогические основы взаимодействия школы и семьи // Воспитательная работа в школе. – 2005. – № 4. – С. 8-12.