УДК 070
Особенности современной телевизионной трэвел-журналистики
Марачева Алла Владимировна – кандидат педагогических наук, доцент Калужского государственного университета им. К.Э. Циолковского
Силаева Анна Александровна – студентка направления подготовки «Журналистика» Института филологии и массмедиа Калужского государственного университета им. К.Э. Циолковского
Аннотация: В статье рассматриваются характерные черты современной трэвел-журналистики. Авторы анализируют жанровые особенности и функции телевизионной трэвел-журналистики, выявляют специфику программы о путешествиях Евгения Кривцова «Жизнь своих». На примере выпуска о Нижнем Новгороде исследуются структура передачи, эффект присутствия, речь ведущего, особенности титров.
Ключевые слова: трэвел-журналистика, трэвел-передача, Евгений Кривцов, «Жизнь своих», эффект присутствия, представляющие титры.
Интерес к туризму, экскурсиям, паломничеству – один из ключевых интересов современной аудитории. Многие зрители и пользователи смотрят программы о путешествиях и различных странах, чтобы спланировать свой отпуск и побывать в интересных местах, изучить местные традиции, религиозные обычаи, фольклор других народов и получить новые позитивные впечатления. С каждым годом передачи о путешествиях становятся популярнее и популярнее. Трэвел-журналистика расширяет свои границы, рассказывая не только о других государствах и культурах, но и о различной национальной еде, давая людям ещё больше поводов и причин путешествовать. Таким образом, сегодня «трэвел-журналистику можно рассматривать как широкую специализацию, куда входит история, география, искусство, гастрономия, этнография и др.» [4].
Сейчас все крупные российские телеканалы имеют в своей эфирной сетке хотя бы одно шоу о путешествиях. Тематический спектр передач весьма широк. Это быт и повседневность простых людей, памятники природы и истории, ремесла и промыслы, загадочные и мистические места нашей планеты, бюджетные и элитные маршруты путешествий, индивидуальный и экстремальный туризм. Различны форматы, задачи, творческий почерк ведущих таких программ. Авторская телепрограмма «Непутевые заметки», кулинарное телешоу «Повара на колесах», трэвел-передача про малые города России «Одноэтажная Россия» и многие другие передачи, несомненно, востребованы телезрителями и имеют свою целевую аудиторию.
На современном этапе телевизионная трэвел-журналистика представляет собой смешение разных жанров, сочетая в себе репортажи, документальное кино, очерковость и шоу. Как считает А. А. Ревенко, «Современная телевизионная программа о путешествиях и туризме объединяет несколько форматов: образовательный, документальный, развлекательный» [5]. Тем не менее, у разных трэвел-передач есть схожие особенности.
Прежде всего, это документальный характер программ, основные функции которых – просвещение и информирование аудитории, передача новой информации, грамотное построение познавательного и увлекательного маршрута путешествия. Главными героями выпусков становятся местные жители, а ведущие выступают в роли переводчиков и гидов. Авторы таких программ используют не только репортажное начало, но и демонстрируют работу с документами, так как без исторических и географических справок, архивных материалов, их интеграции в сюжет, трэвел-передаче не обойтись.
С 2022 года на Первом канале выходит программа о путешествиях Евгения Кривцова «Жизнь своих», в которой он увлеченно рассказывает о людях, проживающих в разных уголках России.
Каждый выпуск проекта «Жизни своих» посвящен одному городу или географическому региону. За это время творческая группа программы посетила Абхазию, побывала на Кольском полуострове, Камчатке, в Карелии, Архангельске, Волгограде, Вологде, Ярославле, Костроме, Туле, Нижегородской области, Орле, Пятигорске, Смоленске. В основе программы лежат от 12 до 18 переходящих друг в друга сюжетов. Помимо рассказа об истории и достопримечательностях, ведущий Евгений Кривцов знакомит телезрителей с особенностями профессии и частной жизни простых людей. Он интересуется системой образования и здравоохранения, делает покупки на городских рынках, дегустирует местные блюда, беседует с жителями удаленных деревень и работниками огромных заводов о буднях, праздниках и особенностях жизни на своей малой Родине. Каждый выпуск «Жизни своих» украшают обязательные панорамные съемки с квадрокоптера, на которые у группы есть специальное разрешение.
Сам автор так говорит о концепции программы: «Мы хотим показать не местные красоты, а то, как живет обычный человек, и почему ему хорошо и интересно именно в своем регионе, чем он занимается и чем дышит. Это искренние истории и неприкрашенный быт» [1].
Таким образом, локации для съёмок выбираются исходя из героев, самое главное для программы – человеческие истории. Евгений Кривцову интересны профессии героев, он стремится подать их максимально увлекательно. Так, в выпуске о Нижнем Новгороде и Нижегородской области, который вышел в эфир 5 марта 2023 года, журналист прокатился на городском трамвае и рассказал про работу водителя трамвая. Ведущий с удовольствием вспоминал об этом: «Мне было интересно работать с водителем трамвая. Трамвай – это всегда романтика, мы снимали на ходу, в трамвай заходило большое количество людей, получился живой эпизод» [6]. После путешествия на трамвае и беседы с водителем, Кривцов знакомит телезрителей с его женой и маленькой дочкой, рассказывает о бюджете семьи и по традиции передачи заглядывает в холодильник, чтобы максимально полно представить образ жизни героя, чтобы он «был не однобоко показан, а с разных ракурсов: чтобы мы могли увидеть то, чем он живет, его интересы, какая у него семья, какой у него достаток, в чем заключается его работа – в общем, многогранность» [3].
Кроме того, в этой передаче журналист рассказал телезрителям о нижегородском художнике Александре Юркове и его необычной технике создания картин, в которой используются только клей и кусочки листьев различных деревьев и трав. Кривцов посетил Нижегородский кремль, побывал в роли городового, осмотрел старинную усадьбу Приклонских-Рукавишниковых в селе Подвязье, узнал, как изготавливают знаменитую семеновскую матрешку, строят большие корабли на заводе «Красное Сормово», погрелся у печки на нижегородской площади, спустился в окутанные тайной нижегородские штольни.
Выпуск начинается вопросом «Какие здесь люди живут?», который ведущий задает местному жителю, истопнику уличной печки на нижегородской ярмарке, интервью с которым зритель увидит в конце «Жизни своих». Кроме синхронов в программе немало стендапов, в начальном из которых Евгений Кривцов дает справку о Нижнем Новгороде и, кроме известных исторических фактов о городе, сообщает, что местные жители зовут его «Нино», «Город N», «Нижний», «Горький», «Карман России».
Ведущий постоянно использует метод эксперимента и испытывает на себе особенности профессий и статусов как современности, так и прошлых веков. Так, чтобы познакомить зрителей с Нижегородским кремлем, журналист отчаянно штурмует вал, представляя себя средневековым воином, которому поставлена непосильная задача захватить Нижегородский кремль.
Эффект присутствия, вовлеченность зрителя не только в познавательное путешествие, но и в увлекательное приключение, присутствует и на территории Кремля, и на протяжении всей передачи. Например, Кривцов переодевается городовым и берет интервью у туристической полиции, с удовольствием пробует местную уху, помогает собирать урожай лимонов в теплице. При этом он всегда демонстрирует эмоции от увиденного, буквально заряжая зрителей впечатлениями человека, который пробует что-то новое для себя.
В речи ведущего всегда есть место цитатному письму. Пытаясь «арестовать» бронзовое изваяние мальчика с лотком булок, Кривцов говорит за кадром: «Хотя кто ж его посадит. Он же памятник!». Готовясь спуститься в нижегородские штольни и, переодевшись в защитный костюм, ведущий констатирует: «Сталкер, наверное, готов к входу в зону».
Речь Евгения Кривцова эмоциональна и образна, насыщена сравнениями, метафорами, эпитетами, иностилевыми элементами. Так, в сюжете «Зимняя рыбалка на Оке» ведущий говорит: «Конечно, зимой холодно. Но когда вы еще сможете не проплыть, а прогуляться по реке, да еще и без всяких лодок!». В сюжете «Нижегородская уха» журналист приходит к выводу: «Нижний Новгород – это Мекка для любителей ухи». Кривцов любит поиграть со словами, использует каламбуры. Например, в сюжете «Подземный Нижний» после выхода из штольни журналист резюмирует: «Теперь я могу сказать, что я был ниже Нижнего Новгорода».
Особо хочется выделить функции титров в передаче. Как отмечает И. М. Доронина, «телевизионные титры – это значимый вербальный элемент поликодового, семиотически осложненного текста» [2, с. 25]. Представляющие титры в программе «Жизнь своих» выполняют свои функции нестандартно, обозначая не традиционную профессию участников передачи, а жизненную миссию или любимое хобби героев: «Жанна Потравко. Посвятила свою жизнь восстановлению усадьбы»; «Олег Орлов. Знает, как собирать большие корабли»; «Гелия Деулина. Хранит коллекцию галереи «Юрковка»; «Ирина Зокунова. Сохраняет Нижегородские культурные традиции», «Дмитрий Сычаев. Готовит уху по собственному рецепту». Себя Евгений Кривцов позиционирует как «исследователя жизни своих».
В выпуске находится место для блиц-опросов на темы «Зачем в Нижнем Новгороде столько аптек?», «Ну, и как вам нижегородцы?». Первый опрос был в начале передачи и позволил Кривцову добавить в программу нотку юмора, а с помощью последнего журналист сделал традиционный вывод о типичном характере местных жителей и выяснил, за что они любят свой город.
Таким образом, знакомство с российскими городами и деревнями через увлекательные истории их жителей, активное участие харизматичного ведущего в том, что происходит на экране, многосюжетная структура, уникальные титры, высокопрофессиональная работа оператора и обязательное использование квадрокоптера для съемок делают передачу «Жизнь своих» зрелищной, познавательной и востребованной телезрителями.
Список литературы
- Вместо других: Первый канал запускает новый проект про путешествия «Жизнь своих» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: – URL: https://tvmag.ru/article/canals/2022-10-01-pervyy-kanal-zapuskaet-novyy-proekt-zhizn-svoikh/ (дата обращения: 29.10.2023).
- Доронина И.М. Вербальные характеристики титров в современном телевизионном медиадискурсе: автореф... дисс. кан. фил. наук. – М. – 2022. – 26 с.
- Кривцов Е. «Самое сложное – настроить героев, чтобы они раскрылись» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: – URL: https://ndn.info/citylife/258959-evgenij-krivczov-samoe-slozhnoe-nastroit-geroev-chtoby-oni-raskrylis/ (дата обращения: 31.10.2023).
- Кривцов Н.В. Трэвел-журналистика: специфика направления и его проблемы // Вопросы теории и практики журналистики. – 2017. – T. 6. № 3. – С. 347-365.
- Ревенко А.А. Тематическая направленность и целевое назначение программ о путешествиях и туризме на отечественном телевидении // Таврический научный обозреватель. – 2016. № 4 (9) – С. 169-176.
- Севрюгина О. Бомбические лимоны и чудо-печка: что впечатлило съемочную группу Первого канала // Нижегородская правда, 08.02.2023 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: – URL: https://pravda-nn.ru/articles/bombicheskie-limony-i-chudo-pechka-chto-vpechatlilo-semochnuyu-gruppu-pervogo-kanala/ (дата обращения: 28.10.2023).