СППР – поддержка принятия решений
Сурменко Константин Владимирович – магистрант Балтийского государственного технического университета «Военмех» имени Дмитрия Федоровича Устинова.
Аннотация: В настоящее время понятие большой (сложной) системы широко используется в кибернетике в связи с постановкой задач синтеза и управления такими комплексами, как отдельные предприятия, а также целые отрасли промышленности. Изучение структуры сложной или большой системы предполагает изучение СППР. Примерами больших система служат системы связи, транспортные системы и системы материально-технического обеспечения. Однако для сложных структур, когда количество элементов системы велико, то необходимо использовать ИППР.
Ключевые слова: СПППР, принятие решений, информационная система, ИППР, статический СППР, динамический СППР.
В 21 веке понятие «Принятие решения», системы, методы и средства поддержки принятия решения стали применяться активнее. Что такое принятие решения – акт прямого воздействия на объект с цели указанием основанный на анализе окружающей обстановке при создании программ для достижения цели.
СППР — информационная система, по средствам сбора и анализа данных появляется возможность влияния на процесс принятия решения. Интерактивные системы помогают специалистам получить важнейшую информацию из первоисточников.
Система поддержки принятия решений – это человеко-машинный вычислительный комплекс, ориентированный на анализ входящих данных и обеспечивающий получение достоверной информации. Благодаря таким возможностям диапазон СППР очень широкий [1].
Большинство интеллектуальных систем имеет четкую структуру в которой присутствует три основных компонента. Они (компоненты) образуют классическую систему СППР, показывающую отличие от других ИС:
- пользовательский интерфейс с функциями ввода и вывода информации для авторизированного лица, с возможностью вести диалог с системой с помощью различных технологий;
- подсистемы, созданные для хранения, выбора, анализа данных, управления и отображения;
- подсистемы, с возможностью аналитического ответа на возможные запросы пользователя.
Специфические характеристики в СППР:
- Интерактивность
Интерактивность в СППР – восприятия любых действий, которыми специалист намеревается повлиять на процесс работы системы, а также в режиме диалогового окна. Скорость обмена информацией сопоставима с скоростью обработки информации человеком. Свойство интерактивности необходимо для проведения новых исследований, во время адаптивного проектирования СППР.
- Интегрированность
Интегрированность в СППР обеспечивается совместимостью систем управления и средствами взаимодействия в процессе поддержки принятия решений.
- Доступность
Доступность в СППР это возможность системы выдавать ответы в подходящей форме в строго установленное время.
- Гибкость
Гибкость в СППР является адаптивность системы, возможность подстраивается под изменяющиеся параметры и ситуации.
- Надежность
Определятся сроком безаварийной работы при любых нагрузках.
- Управляемость
Позволяет пользователю контролировать и корректировать работу системы.
В дополнении к вышеизложенному существует ряд отличительных характеристик [2]:
- ориентация на решение формализованных (плохо структурированных) задач;
- объединение различных методов доступа и обработки информации с возможностями математических моделей;
- сохранность данных в системе;
- ориентированность на неподготовленных специалистов;
- ограниченное число пользователей;
- адаптивность, способность приспосабливается к особенностям технического и программного обеспечения.
- интерактивность, уточняющие запросы на основе полученных данных;
- контроль остается за человеком, пользователь «чувствует себя комфортно» в системе.
- улучшается эффективность принятых решений. Потому что в СППР основополагающим фактором является эффективность процесса принятия решений;
- вариативность, для предоставления помощи в принятии решений используется одна или несколько моделей (статистических, имитационных, математических, комбинированных, количественных и качественных).
- построенная по принципу динамического (интерактивного) решения задач, присутствует возможность беспрерывного диалога с СППР.
- дружеская система, не требует для ее освоения глубоких познаний в работе ЭВМ, все взаимодействие происходит на интуитивном уровне, имеются средства обучения;
- отсутствие агрессивного процесса навязывания решения, возможность с помощью набора моделей поиска собственного решения.
Информационные системы разделяются на две категории по критерию анализа данных:
- Статические СППР
EIS – системы содержат в себе определенное количество запросов но, они не способны ответить на все вопросы возникающие у пользователя. Как правило результатом работы такой системы будет объемный структурированный отчет при изучении которого появляется больше вопросов чем ответов [3].
- Динамические СППР
Нацелены на обработку нерегламентированных запросов.
Список литературы
- Халина В.Г., Черновой Г.В. СИСТЕМЫ ПОДДЕРЖКИ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ. - 2015 – 494с.
- Э.А.Трахтенгерц. Компьютерная поддержка принятия решений. М., Синтег. 2000.
- А.В.Вишнеков, Н.С.Курилова, И.Е.Сафонова, В.И.Штейнберг. Многоцелевые задачи принятия проектных решений: Учебное пособие. - МГИЭМ. - М., 2002. - 101 с.